Ничто в мире не исчезает бесследно. Открытия античных ученых о пользе водных процедур были подхвачены восточной медициной. Выдающиеся ученые-медики Рази (Разес) Абу Бакр Мухаммед бен Закария и Абу Али Ибн Сина (Авиценна) на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы наблюдения и лечения больных, гигиенические и оздоровительные средства.
Сочинения Авиценны «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» получили широкую известность не только на Востоке, но позже и в Европе. В трудах Авиценны содержатся рекомендации, касающиеся поддержания чистоты тела, использования природных источников с гигиенической и лечебной целями, подробное описание применения бани.
Идеи Разеса и Авиценны способствовали распространению бань и массажа во многих восточных странах — в Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии. Бани на Востоке не были такими роскошными, как в Греции и Риме. Типичные восточные бани сохранились и по сей день в Азии, например в Бухаре.
В Бухаре было много бань, из которых сейчас продолжают действовать Хаммоми Саррофон и Хаммоми Базори-Корд. Эти полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, их низкие купола едва возвышаются над рынком. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они все еще сохраняют свой былой облик как снаружи, так и изнутри.
Бухарские бани представляют большой историко-культурный интерес как типичные памятники гражданского строительства Бухары XVI в., хотя в них и не сохранилось убранство, характерное для средневековых бань на Востоке. В свое время в инженерно-тех-ническом отношении эти бани являли собой несомненное достижение эпохи.
Войдя туда, вы сразу окажетесь в довольно просторном зале. Оставив здесь свою одежду, спуститесь вниз метра на два по ступенькам, потом еще на полтора метра по наклонной площадке. Отсюда в мыльное отделение ведет узкий длинный коридор. В круглом зале мыльного отделения вы увидите четыре-пять ниш, в которых удобно мыться, и три узких прохода: один ведет в парилку, другой — в более прохладное помещение, третий — в зал для отдыха.
Именно в этой последовательности и происходит банная процедура: из парилки — в нежаркую комнату, где потоотделение продолжается, а затем — в зал для отдыха. Только после этого следует вымыться и воспользоваться услугами банщика-массажиста.
Источником пара в таких банях является огромный котел с водой, встроенный в стену. Пар, образованный от кипения воды, выходит постоянно через отверстие примерно 0,5 х 0,5 метра, находящееся на высоте полутора метров от пола.
Котел с водой раньше нагревался с помощью дров, сейчас — с помощью мазута. Топка находится по другую сторону стены, и запахи из нее не проникают ни в мыльное отделение, ни в парилку. Кроме того, вся баня (мыльное отделение, комнаты отдыха) обогревается теплым воздухом, поступающим в специальную трубу, проложенную под мраморным полом, что напоминает римские бани
Восточная мудрость и ее мудрецы
В 1980 г. в Бухаре проводилась Всесоюзная конференция, посвященная тысячелетию со дня рождения великого философа, врача, математика, естествоиспытателя, музыканта, поэта Абу Али Ибн Сины. Не посетить баню, которой Авиценна придавал такое значение, было бы преступлением.
И вот пятеро делегатов конференции уговорились пойти попариться рано утром, чтобы без сутолоки вкусить восточного пара.
Вот рассказ одного из делегатов:
«Когда в половине восьмого мы вошли в баню, в ней было очень многолюдно, просто повернуться негде. Почтенные старцы 60–80 лет наслаждались горячим паром. На мой недоуменный взгляд наш провожатый ответил, что через 15–20 минут баня опустеет. И действительно, очень скоро бодрые и веселые старики пошли одеваться. Один из них сказал нам на прощание: «Хворь и нечистоту из тела изгоняют только на восходе солнца. А днем организм уже устал, и хворь не уходит».
Я решил лучше недоспать, но сходить в баню еще раз — до восхода. В четыре часа утра баня действительно была уже открыта, а мудрецы старцы не спеша раздевались, спокойно беседовали друг с другом. Бухарская баня в это время дня понравилась мне гораздо больше. Может быть, я внушаемый человек, но скорее дело здесь в другом. Для того чтобы по достоинству оценить национальные традиции, надо точно им следовать, ведь они проверены целым народом в течение многих веков. Только в том случае раскроется перед чужестранцем обаяние национального обычая, если он безоговорочно примет все его условия.»